oleum_13 (oleum_13) wrote,
oleum_13
oleum_13

Category:

Постобработка полиамида. Травление пигментом.

dyeing_0013_Layer 0

Полиамид - очень интересный материал, постоянно удивляет новыми возможностями. Задумавшись о том, что в сущности, он состоит из нейлоновых нитей, я пришла к выводу, что его реально прокрасить красителями вроде тех, которые используются в текстильной промышленности (анилиновые и прочие подобные). Это уже делается, и вполне успешно, в Европе и в штатах.

В этот пост я буду постепенно складывать все, что получила экспериментальным путем, все свои поиски, решения, ошибки.

Итак, травление пигментом. Какие красители подойдут? Теоретически - это любые красители для тканей. Начнем с самых дешевых и доступных.
Первое, что я попробовала, были красители для льняных и хлопчатобумажных тканей, результат не очень. Какой-то пигмент берет, какой-то нет. Затем я попробовала LUCAR для нейлоновых и шерстяных, и результат оказался ненамного лучше. Прокрашивание неровное, цвет непредсказуем. Но вполне возможно, что для неполированного ПА какие-то пигменты подойдут. Lucar производится в Питере, здесь их сайт, там можно посмотреть, какие бывают цвета.

dyeing_0007_Layer 3

Краситель для ткани "Dylon". Отличная краска в целом - ровный, густой, насыщенный цвет. Результат окрашивания также может быть непредсказуемым в плане цвета и оттенка.
На форуме Shapeways есть упоминание об этой краске, там красили в черный и темно-синий, отличные результаты. Официальный сайт Dylon, у них много линеек красителей, из всего многообразия нас интересует только многоцелевая краска для ткани горячего окрашивания.

dyeing_0006_Layer 2

Краска Jacduard Acid Dyes - французская краска фирмы Жаккард. У них тоже много всего, нам подойдет кислотная краска, в России я смогла найти только ее.

dyeing_0004_Layer 1

У них еще есть специальная линейка под полиамид, называется iDye Poly, пока в России не встречается, на ибее тоже не нашла. Надо думать, как ее достать, очень хочется попробовать. О красках жаккард пишут на форумах shapeways, и о кислотной, и о iDye Poly, результаты хорошие.

Краситель AvantGarde  - немецкая краска фирмы C.Kreul. О ней я не встретила упоминаний, просто решила попробовать - она ведь кислотная, и известная фирма. Краска оказалась хорошая, самая равномерная и предсказуемая из всех, что я успела попробовать.

dyeing_0005_Layer 0

На данный момент это все краски, которые я сумела достать в Москве, сейчас жду еще другие цвета этих же марок, а так же жду турецкую краску для нейлона Viktoria, она в порошке и не дорогая. И еще очень-очень жду легендарную краску RIT, к которой много пишут на форуме, которой красит iMaterialse и, я так подозреваю, что сам Shapewase (я им писала, спрашивала, чем они красят, получила в ответ "профессиональная тайна". Ну тайна так тайна, я все равно докопаюсь)

Технология окраски проста: в кипящей воде развести краску (пигменты можно смешивать, делать разные концентрации), добавить немного столового уксуса и кипятить, помешивая. Все соотношения, а также время кипячения - это все на глаз, выводя для каждого цвета и каждого материала идеальный рецепт исключительно эмпирическим путем. Что-то я выхватывала из кружки уже через 10 минут, а что-то кипело по полтора часа.

Тут я коснусь еще вот такого вопроса: взаимоотношения полиамида с водой. Я очень удивлялась, когда стала получать вопросы: а разве полиамид не растворяется в воде? O_o, конечно, нет! Потом, когда я досконально перечитала весь shapeways, я поняла, откуда эти вопросы. У них там в описании материала есть пункт, в котором написано буквально следующее: полиамид плохо переносит влагу, поэтому на улице ваше изделие долго не протянет. Я так думаю все дело в том, что он пористый как губка, и находясь в постоянной влажности будет постепенно вбирать в себя влагу и разбухать и деформироваться. Я думаю, что они это имели в виду. От промывания в воде, от замачивания и даже от кипячения он совершенно не страдает. Потом его нужно как следует высушить и обработать бесцветными акриловыми лаками - поры закупориваются, и вода ему больше не страшна. А кипячение очень благоприятно сказывается на текстуре материала - ворсинки на поверхности распушаются, разрыхляются слегка, и полосы от слоев печати становятся практически не видны. Потом эти ворсинки можно загладить в одну сторону и пройтись лаком, и мы получим отличную поверхность без шкурешки.

Вот мы и подошли вплотную к вопросу: шкурить или не шкурить? Когда мы хотим идеально гладкую поверхность, то шкурить, да. Но при травлении пигментом такая деталь поведет себя непредсказуемо, сразу сужается круг пигментов, которые мы можем использовать. Прошкуренные участки хуже вбирают в себя краску, если где-то по неосторожности при обработке дремелем деталька перегрелась и участок оплавился, такой участок вообще никогда не прокрасится.  Поэтому если возможно избежать шкурения, лучше его избегать. Здесь очень много зависит от качества принта: от марки принтера, от его разрешения и минимальной толщины слоя, от качества порошка, от режимов спекания, а также от того, как были ориентированы детали в камере и как они располагались. Необходимо избегать почти горизонтальных поверхностей и соседства мелких деталей с очень крупными.

Но если все-таки шкурения не избежать, нужно прошкурить очень аккуратно, не перегрев полиамид при обработке вручную, а также можно использовать пескоструйки и галтовки (но  в этом случаю важно помнить, что мы можем потерять детализацию!) По галтовке еще будет информация, я потихоньку работаю и этом направлении тоже, там неоднозначная и интересная тема, можно подобрать такой аппарат и режимы, и можно будет заменить ручную обработку, не потеряв при этом в качестве. Надо экспериментировать)


Результаты экспериментов по травлению пигментом:

dyeing_0000_Layer-7

1. Полированная деталь, краситель AvantGarde Антрацит 15 минут (темно-зеленая со среднезелеными участками)

2. Полированная деталь, краситель AvantGarde Антрацит 1.5 часа - равномерно темно-зеленая

3. Полированная деталь, краситель LUCAR черный 1 час, неравномерная темно-коричневая окраска

4. Полированная деталь, краситель Dylon черный 15 минут - потрясающий глубокий черный цвет, ровный, хорошего оттенка

5. Не полированная деталь, краситель Dylon черный 15 минут   - тоже очень красивый результат. Глубокий темно-серый,  связываю это с тем, что деталь 5 была отпечатана из вторичного порошка, он более плотный и хуже вбирает краску


dyeing_0000_Layer-7

6. Полированная деталь, краситель Dylon кофе 1 час - очень красивый, ровный, глубокий цвет

7. Полированная деталь, краситель Dylon кофе (вторичный раствор) 1 час -  оттенок красивый, цвет не очень ровный.

8. Полированная деталь, краситель Jacduard Acid Dyes серебристо-серый 1 час - цвет ровный, но какой угодно, но только не серый. Серовато-лиловато-грязно коричневый и очень темный.

9. Не полированная деталь, краситель  Jacduard Acid Dyes серебристо-серый 1 час - цвет ровный, но не серый, а грязно лилово-фиолетовый. Более светлый тон обусловлен вторичностью порошка.

Полированные детали, окрашенные краской Dylon серый были тоже далеки от серого цвета, имели похожий цвет, но с оттенком больше в синий. Они не сохранились (я про них забыла, и они сгорели, когда выкипела вся вода. Адская вонь, постарайтесь избегать этого)
dyeing_0000_Layer-7

10. Полированная деталь, краситель AvantGarde цвет песочный  1 час -  цвет ровный, оттенок уходит в зеленоватый, судя по всему пигмент, который должен был увести в тон в красноватую область, вообще не прореагировал.

11. Не полированная деталь, краситель AvantGarde цвет песочный  1 час -  оттенок тот же, цвет темнее, неполированный участки лучше и быстрее вбирают краску.

12. Полированная деталь, краситель AvantGarde цвет salmon (красная рыба)  1 час -  цвет ровный, красивый, но оттенок оранжеват, опять не хватает красноты.

13. Полированная деталь, краситель для ткани "универсальный", дешевый, цвет хаки. На вызоде имеем неплохой кирпично-оранжевый. Не хаки, да.

14 и 15 - полированные детали, миксы из песочных Jacduard и AvantGarde, коричневого в разных соотношениях. Так себе результат

16. Не полированная деталь, микс из песочного Jacduard и герани AvantGarde, хороший телесный результат, насыщенность цвета зависит от времени кипячения.

17. Полированная деталь, краситель Dylon телесный - я даже комментировать это не хочу.


В поисках хорошего серого:

dyeing_0003_Layer-4

18. Полированная деталь LUCAR серый 1 час - темный, неровный

19. Переполированная деталь с заплавленными участками, Dylon серый 1 час

20. Не полированная деталь, краситель универсальный светло-серый - оттенок очень красивый, но неравномерно (даже на не полированном!)

21. Не полированная деталь, краситель Lucar серый - оттенок хороший, но не очень равномерно

22, 23, 24 - отличные серые, получила смешиванием AvantGarde антрацит (зеленоватый) и Jacduard Acid Dyes серебристо-серый (который на деле лиловатый) - 15 минут.  Деталь 22 более светлая, так как из вторичного порошка.


Резюмируя, могу сказать, что результат всегда непредсказуем, надо пробовать и  эксприментировать. Но некоторые тенденции я выявить могу.

1. Пигменты можно смешивать, получать любые оттенки
2. Такая прокраска очень устойчива, ее невозможно сцарапать, снять ацетоном, уайт-спиритом, спиртом, бензином, белизной.
3. Прокраска не на всю глубину, на доли миллиметра, поэтому ее можно сошкурить грубым абразивом. Поэтому если шкурить, то до протравливания
4. Не полированные детали красятся лучше, почти всем подряд, можно регулировать степень насыщенности краски временем кипячения. Таким образом можно получать хорошие светлые оттенки.
5. С полированными деталями все сложнее, они красятся неравномерно, сначала прокрашиваются менее полированные участки, потом более. Поэтому временем кипячения и концентрацией красителя интенсивность цвета регулировать невозможно, надо кипятить долго, пока весь поверхностный слой полиамида не возьмет максимальное количество пигмента

На данный момент я умею очень красиво и ровно красить:
полированные детали в светлые цвета: ваниль, светло оранжевый, в темные: кофе, коричневый, темно-лиловый, темно-зеленый, черный, темно-серый.
не полированные детали: в выше перечисленные цвета и плюс серый, бежевый и телесный любой степени интенсивности, а также зеленый, оранжевый, кирпичный.

Пост буду постоянно обновлять, так как еще будет много экспериментов.


Вот интересная статься про травление натуральными красителями обждета
Почитать про dyeing (и вообще много интересной информации) можно здесь.


Tags: 3D-печать, Живтоне, Коты, Куклопроцесс, Полиамид, Постобработка полиамида
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments